Rambler's Top100

Статьи

Танец

Вернуться к статьям

Индийский танец – искусство, которое захватывает надолго!

Автор:

Елена Винниченко, руководитель ТИТ "Сатвика"(г. Томск), танцовщица, преподаватель, хореограф

Публикации:

Статья была опубликована в журнале «Магия Востока» №1 (декабрь’07 – январь’ 08)

 

 

Индийский  танец – искусство, которое захватывает надолго!

 

 

      Обворожительные девушки, выполняющие незамысловатые движения, под бесконечную музыку – так большинство людей до сих пор представляют себе индийские танцы. Однако индийские танцы в кино и индийские танцы в действительности – две огромные разницы. Классический  индийский танец – искусство, которое захватывает надолго.

 

      Тем не менее, большинство современных российских танцовщиц индийского танца пришли в это искусство именно из-за увлечения индийским кино. Но, начиная серьезно заниматься танцем, люди остаются в нем на долгие годы, даже когда проходит первое наивное восхищение. Причина кроется в своеобразии индийского танца. Своеобразии, которое открывается не сразу.

 

     Красота и экзотичность

 

      Индийский классический танец – древнее искусство, возраст которого измеряется тысячелетиями. Что же в нем так привлекает? В первую очередь, притягивает именно это сочетание древности и современности. Оно  потрясает даже при первом знакомстве с индийским танцем и индийской культурой.

      Танец состоит из непривычных для западного глаза движений, причудливых поз,  перевоплощений танцора в самые разные роли, использования  прекрасного и занимательного языка жестов, сложных ритмов. Очарования образу танцовщицы добавляет костюм  - экзотичный, яркий, с совершенно невозможными  для европейского глаза сочетаниями цветов. На ногах танцовщицы бронзовые колокольчики – они создают особый музыкальный рисунок. Украшений одевается так много, что любое движение сопровождается мелодичным перезвоном. На лицо накладывается сложный грим – он  превращает каждую женщину в индийскую красавицу, чьи «брови подобны луку, нежный румянец на щеках соперничает с расцветающими лотосами, губы алеют, словно цветы бимбы, а глаза играют, как серебристые рыбки в пруду храма». И, конечно же, необычно то, что эта красавица не просто танцует, а действительно разговаривает со зрителями через свой танец.

            Индийский танец строиться на индийской мифологии. Танцовщица  - и на репетиции, и на сцене – постоянно обращается к сокровищнице культуры древней и современной Индии. В танцах часто упоминаются боги, герои, известные гуру, различные ритуальные и бытовые занятия индусов. Через танец незаметно погружаешься в традиционную индийскую жизнь, столь необычную для нас и потому такую притягательную.

      Подкупает и то, что, танцуя и обучаясь, не обязательно быть приверженцем буддизма или индуизма. Достаточно просто хотеть танцевать и  прилагать к этому усилия. В индийских танцах рассматриваются те же вопросы, что и в любой религии и философии – борьба добра и зла, что хорошо и что плохо,  как стать счастливым, что такое любовь – на них, а также на многие другие вопросы нашей жизни можно искать ответ с помощью индийского танца.

 

     Душа и тело

 

      Индийский танец самими индусами признается одной из форм йоги. И, также как йога, он оказывает мощное оздоровительное воздействие на весь организм. Регулярные тренировки и отработка танцевальных поз укрепляет мышцы рук и ног, придает им красивые четкие очертания.  Укрепляются мышцы груди – подтягивается бюст. Воспитывается прямая осанка, а это помогает усилить мышцы спины и «подобрать» живот.

      Динамичные движения танца усиливают кровообращение и нормализуют давление. Именно поэтому индийский танец, несмотря на мощную мышечную нагрузку и достаточно резкие наклоны и приседания, не имеет противопоказаний при измененном внутричерепном давлении.

      Индийские танцы танцуются только босиком, а значит каждое занятие – это хороший массаж ступней. Для танца изучается язык жестов –  это массаж ладоней и пальцев; кроме того, укрепляются запястья, помогая избежать запястно-лучевого синдрома для тех, кто много времени проводит за компьютером.

      В классическом индийском танце большое значение имеет выражение эмоций. Половина всех танцев – это танец-рассказ. Для него необходима богатая мимика.  Она специально  развивается на занятиях и является прекрасной гимнастикой для лица. Парадоксально, но такая гимнастика не увеличивает количество мимических и возрастных морщин, а, наоборот, сокращает. Лицо становиться подвижным, «живым», и визуально «молодеет».

      Многие позы танца требуют хорошей растяжки – нарабатывая ее, человек становиться более гибким. Известны даже случаи излечения плоскостопия в легких формах просто потому, что на занятиях регулярно растягиваются, массируются и выгибаются стопы ног.

      Танец – это чередование напряжения и расслабления, когда можно и нужно остановиться и просто насладиться сделанным.                                  

      Все перечисленное естественным образом благоприятно сказывается на состоянии кожи и общем тонусе организма. Люди, которые занимаются танцем в течение нескольких лет, обычно выглядят моложе своего возраста.  

      С точки зрения психологии, индийский танец уникален тем, что, по сути своей – это театр одного актера. В ходе танца танцовщица может показывать множество самых разных персонажей и их характеров, очень быстро переходя из одной роли в другую. Таким образом, опираясь на свой индивидуальный жизненный опыт, можно пережить множество ситуаций, увидеть свою реакцию на них, обдумать ее и найти что-то похожее в своей жизни. Это настоящий психологический тренинг! Проигрывая и испытывая эмоции, учишься контролировать их и использовать их себе во благо.

      В каждом человеке присутствует мужское и женское начало, нужно уметь находить их в себе и принимать – тогда в жизнь придет гармония. И здесь индийский танец неповторим, поскольку в танце  исполнительница воплощает и мужские, и женские образы, разрабатывая их исключительно на собственном опыте. Чтобы станцевать мужчину, приходится представить себя мужчиной –  и наоборот. Столь необычный опыт помогает гораздо лучше понимать  и себя, и противоположный пол. Интересно, что многие индийские танцовщики-мужчины прославлены как раз прочувствованным и тонким исполнением «женских» ролей.

      Обучение индийскому танцу – достаточно сложный и увлекательный процесс, который позволяет исследовать свое тело с точки зрения  и физиологии, и энергетики, учит дисциплине и самоконтролю,  доверию людям и самому себе.

      При всей своей сложности, индийский танец имеет еще один очень привлекательный момент – для него нет возрастных ограничений! Каждому возрасту ближе свой вид танца. Если молодые девушки легче справляются с танцами техническими, то дамы зрелого возраста, с большим жизненным опытом, блестяще исполняют сюжетные танцы. В Индии -  чем старше человек, тем он может быть более ценным как танцор. Есть множество известных танцовщиков, которые остаются звездами сцены и в 50, и в 60 лет, и старше.

 

      Приятно и то, что для танца нет ограничений по физическому состоянию. Начинать можно при любом уровне подготовки – даже если в жизни никогда ничего не танцевал. Каждый человек постигает танец идет с разной скоростью, и это всегда учитывается в обучении.

 

      И, конечно же, нельзя забывать про выступления. Диалог со зрителями через танец – это масса эмоций и такой обмен положительной энергией, что трудно подобрать слова для описания. Он дарит чувство эйфории и помогает менять нашу жизнь к лучшему.